В металлических конструкциях используют различные виды узлов. В общем случае выбор того или иного вида узла прежде всего зависит от действующих усилий и конструктивной схемы примыкания элементов. Кроме того, решение узла при проектировании быстровозводимых зданий определяется типами сечений элементов, которые в нем сходятся, технологическими и экономическими требованиями, а также их архитектурной выразительностью.
С точки зрения конструктивной работы различают в основном два типа соединений – жесткие и шарнирные.
Жесткие узлы стальных конструкций быстровозводимых зданий воспринимают и обеспечивают передачу изгибающего момента между элементами, которые сходятся в узле, не допуская взаимного поворота в защемлении. Такое примыкание придает жесткость всему каркасу здания, позволяя избежать постановки невыгодных с архитектурной точки зрения связей. Кроме того, жесткие узлы позволяют снизить прогибы в самих элементах металлоконструкций. При этом обеспечение жестких узлов при соединении элементов каркасов быстровозводимых зданий значительно повышает требования к качеству изготовления и монтажа конструкций, что тем самым делает их более дорогостоящими. Примерами жестких узлов служат сварные соединения, фрикционные на высокопрочных болтах, с использованием толстых фланцев и другие подобные решения, более подробно рассматриваемые ниже.
Шарнирные узлы выполняют таким образом, чтобы обеспечить возможность передачи только продольных и поперечных усилий, избегая изгибающих моментов. При этом в шарнирных узлах элементов каркасов быстровозводимых зданий допускается поворот между примыкающими элементами. Примерами шарнирных узлов являются соединения элементов типа «ребро-пластина» на обычных болтах, примыкания через торцевые опорные ребра и схожие решения, где в узле возможен поворот сечения. Шарнирные узлы, как правило, просты в изготовлении и монтаже и являются наименее дорогостоящими. Соответственно жесткость каркаса при этом должна быть обеспечена другими средствами – постановкой связей, ядер жесткости и т. д. Реальная работа всех узлов металлических конструкций является в той или иной степени полужесткой, податливой, так как описанные выше - строго шарнирная или строго жесткая схема - являются в известной мере идеализированными, поскольку не учитывают трение, размеры элементов и другие факторы.
Следует также учитывать, что работа узла в плоскости и из плоскости конструкции может быть организована разными способами, в зависимости от конструктивной необходимости.
В каждом конкретном случае проектирование узлов элементов зависит от передаваемых усилий и типоразмеров соединяемых элементов. Однако существуют общие правила организации необходимой конструктивной формы узлов в наиболее частых случаях проектирования, которые описаны ниже. Основное конструктивное требование при проектировании узла в стальных конструкциях связано с равнопрочностью и жесткостью элементов, которые его образуют. В типовом многоэтажном связевом каркасе доля элементов соединений в общей стоимости может составлять 30% и более. Узлы элементов каркасов быстровозводимых зданий стараются также унифицировать в зависимости от области применения. Унификацию проводят исходя из назначения и работы соединений, а также типоразмеров и деталей креплений и элементов металлоконструкций, которые сходятся в узле.