Автостоянки — это помещения и открытые пространства, предназначенные для хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров).
Параметры размещения автостоянок
1. Количество наземных автостоянок вдоль улиц, машино-мест / га
Определяется как максимально допустимое число машино-мест на наземных автостоянках на 1 га территории жилой и многофункциональной застройки в границах зоны пешеходной доступности.
2. Доля внутриквартальных территорий для размещения наземных автостоянок, %
Определяется как максимально допустимая доля внутриквартальной территории, предназначенная для размещения наземных автостоянок. Параметр применяется к суммарной площади всех земельных участков. Для отдельных земельных участков значения параметра конкретизируются при разработке проекта планировки территории или делятся на все участки пропорционально их площади, допустимой общей площади зданий или в зависимости от видов разрешенного использования.
3. Количество машино-мест в паркингах, шт. (расчет)
Определяется как разница между общей потребностью в машино-местах для той или иной целевой модели и общим числом наземных автостоянок, которые возможно разместить вдоль улиц и на внутриквартальных территориях.
Типология автостоянок
В зависимости от способа хранения автомобилей различаются открытые или наземные автостоянки (парковки) и закрытые автостоянки (паркинги).
К открытым автостоянкам относятся:
К закрытым автостоянкам относятся:
Особенности регулирования
Регулирование параметров размещения автостоянок учитывает их типологию, поскольку способ хранения автомобилей на территориях жилой и многофункциональной застройки оказывает значительное влияние на размеры открытых городских пространств и их сомасштабность человеку, эффективность использования земельных ресурсов для размещения застройки, стоимость строительства и покупки жилья.
Так, применение плоскостных автостоянок приводит к увеличению размеров кварталов, снижению компактности размещения домов и зданий и повышению этажности рядовой застройки для достижения необходимых показателей плотности. Как следствие, формируются несомасштабные человеку, плохо просматриваемые открытые общественные пространства и дворы. Пешеходные перемещения становятся менее привлекательными из-за увеличения их дистанций.
Паркинги позволяют компактно размещать большое количество автомобилей, но при этом требуют более значительных затрат на строительство и эксплуатацию в сравнении с открытыми наземными автостоянками.
Регулирование параметров автостоянок нацелено на размещение основного количества машино-мест вдоль улиц или в специально оборудованных паркингах и формирование по преимуществу бестранспортных внутриквартальных пространств.
КОЛИЧЕСТВО НАЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК ВДОЛЬ УЛИЦ
Регулирование количества наземных автостоянок вдоль улиц позволяет использовать территорию, предназначенную для размещения жилой и многофункциональной застройки, наиболее эффективно, поскольку въезд/ выезд с парковочного места совмещается с проезжей частью. Эти автостоянки также повышают безопасность пешеходных перемещений, выполняя роль буфера между проезжей частью и тротуаром. Чем плотнее сеть улиц, тем больше автомобилей можно разместить на стоянках вдоль них. При плотности улично-дорожной сети 15 км/км² и более в среднеэтажной застройке при средней обеспеченности 1 машино-место на квартиру вдоль улиц можно разместить до половины требуемого числа машино-мест. По сравнению с размещением того же числа машино-мест на специально выделенных плоскостных парковках это дает экономию площади территории под застройку около 0,7 га на каждые 10 га территории. На таком участке можно разместить жилой дом общей площадью около 15 тыс. м². Дополнительной мерой, позволяющей добиться экономии земельных ресурсов при размещении автостоянок, служит ограничение размеров парковочных мест. Уменьшение парковочного места с 2,5 × 7,5 м до 2,5 × 5,5 м экономит 4 м² территории (400 м² на 100 машино-мест), где может быть размещено озеленение, рекреационные площадки, жилая застройка.
ДОЛЯ ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НАЗЕМНЫХ АВТОСТОЯНОК
На внутриквартальных территориях применяются преимущественно плоскостные наземные парковки, которые требуют значительно большего пространства для хранения автомобилей, чем другие виды автостоянок. Так, размещение 100 машино-мест на плоскостной автостоянке с учетом нормативного отступа от окон жилых домов в 35 м потребует территорию в 1,2 га 30. Размещение того же числа машино-мест в многоуровневом паркинге предполагает участок порядка 0,5 га, в механизированном — 0,2 га.
Плоскостные парковки создают разрывы в застройке, превышающие комфортные дистанции пешеходных перемещений. Это негативно сказывается на социальной и коммерческой активности в открытых городских пространствах. Стандарт ограничивает максимальную долю внутриквартальных территорий, предназначенных для размещения плоскостных парковок. Для малоэтажной модели эта доля составляет не более 30% и регулируется в отношении кварталов, застроенных многоквартирными жилыми домами. Для среднеэтажной и центральной моделей значение параметра составляет не более 15% и 5 % соответственно.
КОЛИЧЕСТВО МАШИНО-МЕСТ В ПАРКИНГАХ
В условиях компактной застройки не всегда все требуемые автостоянки возможно разместить вдоль улиц и на внутриквартальных территориях. Часть из них может быть расположена в паркингах в составе кварталов жилой и многофункциональной застройки. Определение числа мест в паркингах должно отвечать двум основным условиям: сохранение среднего уровня загрузки улично-дорожной сети не выше 85 %; экономическая целесообразность строительства паркингов. Уровень загрузки улично-дорожной сети определяется на основе транспортного моделирования в масштабе города.
Общее число машино-мест с учетом мест в паркингах не должно превышать количество автомобилей, которые могут убывать и прибывать на территорию ежедневно в часы пик, не создавая условий для возникновения транспортных заторов. Экономическая целесообразность строительства паркингов определяется по усмотрению застройщика или любой другой организации, осуществляющей финансирование того или иного проекта такого строительства. Разнообразные решения по размещению паркингов в составе кварталов, а также отдельных зданий обеспечивают формирование комфортной среды и единство облика территорий жилой и многофункциональной застройки.
Дополнительные рекомендации
Первые этажи многоуровневых наземных паркингов могут быть заняты предприятиями торговли и услуг. Такие паркинги допускается включать в состав кварталов жилой и многофункциональной застройки или отводить для них целиком отдельные кварталы, по возможности рядом с остановками общественного транспорта и пересадочными узлами.
Механизированные паркинги не предполагают перемещения на автомобиле внутри здания, поэтому позволяют экономить место за счет организации проездов. При этом сложный механизм таких паркингов требует наличия высококвалифицированного обслуживающего персонала. Подземные и полуподземные паркинги легко интегрируются в застройку. На их кровле может размещаться озеленение, площадки для отдыха и пр.
Подземные паркинги также могут быть устроены под территориями общего пользования. При таком размещении они принадлежат городу. Власти могут сдавать парковочные места в аренду или выделять бесплатные места для жителей окружающей застройки. Во всех случаях строительство и эксплуатация этих паркингов наиболее затратны ввиду сложных конструктивных решений и высоких требований к инженерному обеспечению.