Школы и детские сады — это отдельно стоящие здания или части зданий с прилегающей территорией или без нее, предназначенные для размещения учреждений дошкольного (детские сады для детей от 2 до 7 лет) и общего школьного образования всех или выделенного набора ступеней: начального (1–4 классы), основного (5–9 классы) и среднего (10–11 классы).
Параметры размещения школ и детских садов
1. Размер участка школы (макс.), га
Определяется как площадь территории в границах земельного участка школы, включая пятно застройки.
2. Размер участка детского сада (макс.), га
Определяется как площадь территории в границах земельного участка детского сада, включая пятно застройки. Удельные показатели площади участка на одного ребенка принимаются в соответствии с табл. Д1, СП 42.1330.2016.
Особенности регулирования
Регулирование параметров школ и детских садов направлено на повышение компактности их размещения на территориях жилой и многофункциональной застройки. Это способствует не только созданию плотной и сомасштабной человеку среды, но и более эффективному использованию земельных ресурсов. Сегодня участки школ и детских садов размером от 30 до 120 га занимают до 20 % от площади участка проектирования, а их здания составляют до 10 % от общей площади застройки. При этом потребность в местах в школах и детских садах и, как следствие, их вместимость, от которой зависит размер выделяемого участка, подвержены колебаниям.
Требуемая вместимость зависит от демографической ситуации на конкретной городской территории. Так, если при заселении новых жилых комплексов основную долю жильцов составляют молодые семьи, то нагрузка на детские образовательные учреждения достигает пика в первые десятилетия существования таких комплексов, а затем резко идет на спад. В связи с подобными колебаниями необходимо обеспечить компактность размещения школ и детских садов. Решения по повышению компактности размещения школ в составе территорий жилой и многофункциональной застройки реализуются на основе трех основных способов размещения участков школы: в отдельном квартале, в одном квартале с жилой и многофункциональной застройкой или на участке, примыкающем к местному парку.
РАЗМЕР УЧАСТКА ШКОЛЫ
Размер территорий школ определяется их вместимостью. В зависимости от набора ступеней образования и числа классов этот показатель варьируется от 40 до 2000 и более учащихся.
На территории школы выделяются зоны отдыха, физкультурно-спортивных занятий, оборудуются площадки для сбора мусора, организуются дорожки, проезды, стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки учащихся. Все это требует обширной площади территории, которая интенсивно используется школьниками, учителями, родителями не более 190 дней в году.
Для повышения компактности размещения школ в составе территорий жилой и многофункциональной застройки и увеличения эффективности использования земельных ресурсов рекомендуются следующие меры:
Рекомендуемые меры позволяют снизить удельный показатель площади территории школы на одного ученика (см. табл. 6). Это дает возможность сократить размеры участков школ и предотвратить возникновение значительных разрывов в застройке, препятствующих формированию городской среды, приспособленной для пешеходных перемещений.
Средняя по размеру школа (850–1000 мест) занимает участок около 3 га. За счет оптимизации размещения спортивных и игровых площадок, а также площади озеленения участок может быть уменьшен на 20–30 %. Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры участков школ до 1,8 га при размещении всех функциональных зон и до 1,2 га при выносе некоторых из них с участка школы. Максимальный показатель вместимости школ, которые могут разместиться на таких территориях, составляет 1150 мест (Рекомендации не распространяются на размещение крупных образовательных комплексов, включающих детские сады и несколько школ со всеми ступенями образования и других уникальных объектов начального и среднего образования).
При соблюдении параметров целевых моделей в ходе развития территорий жилой и многофункциональной застройки это позволяет обеспечить места для всех учащихся в зоне пешеходной доступности. В случае когда планировка территории жилой и многофункциональной застройки основана на крупных кварталах (от 2 до 5 га), участок школы целесообразно размещать так, чтобы он примыкал к местному парку, скверу, жилым и общественным зданиям. При меньших размерах кварталов (до 2 га) школа может занимать отдельный квартал.
Табл. 6. Справочное распределение удельных показателей площади территории школ на одного ученика в зависимости от вместимости (Расчет произведен на основе СП 251.13258000.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с изменением №1)». Приложение Г. Утвержден приказом Минстроя России от 17.08.2016 №572/пр. и СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31–06–2009 (с изменениями №1, 2). Приложение Ж. Утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10).
Вместимость, учащихся | Площадь территории на одного учащегося при размещении всех требуемых функциональных зон, м² | Площадь территории на одно- го учащегося при выносе части функцио нальных зон, м² |
---|---|---|
>100 | 55 | 46 |
100-250 | 46 | 25 |
>251-300 | 36 | 19 |
301-600 | 22,5 | 13 |
>601-800 | 19,5 | 12 |
801-1100 | 16,5 | 10,5 |
В обоих случаях границы участка школы целиком или частично будут совпадать с красными линиями ограничивающих квартал улиц. Скоростной режим на этих улицах не должен превышать 30 км/ч, а на перекрестках и пешеходных переходах следует предусматривать меры по успокоению трафика: приподнятые пешеходные переходы, сужение проезжей части на перекрестках и пр.
Для снижения уровня шума и загрязнения воздуха со стороны проезжей части рекомендуется по периметру участка школы применять шумозащитный рельеф, кустарниковое и высокоствольное озеленение.
РАЗМЕР УЧАСТКА ДЕТСКОГО САДА
Рекомендуется ограничивать предельные размеры участков детских садов до 0,57 га 32 — для территорий, развиваемых согласно среднеэтажной модели. В центральной модели значение этого параметра составляет 0,4 га, в малоэтажной — 0,45 га.
Детские сады могут представлять собой отдельно стоящие здания с выделенной территорией или быть встроенными и встроенно-пристроенными к жилым и/или общественным зданиям. Для работающих родителей размещение детских садов рядом с местом приложения труда так же удобно, как и их размещение рядом с домом. Однако ограничение размера участка детского сада призвано стимулировать использование встроенных и встроенно-пристроенных детских садов небольшой вместимости (до 150 мест). Такая их организация имеет два основных преимущества:
небольшие детские сады, равномерно распределенные по территории жилой и многофункциональной застройки, обеспечивают наиболее комфортную пешеходную доступность (5 мин. и менее) для всех жителей территории;
встроенные в первые этажи или пристроенные к жилым зданиям детские сады небольшой вместимости удобны для смены воспитательной и образовательной функций на торговую или офисную при изменении демографической ситуации. Фасады таких детских садов и как минимум один вход рекомендуется ориентировать на местные улицы как наиболее предпочтительные с точки зрения скоростного режима, акустического комфорта и удобства подъезда личного авто транспорта родителей, которые привозят и забирают детей.
Дополнительные рекомендации
Повышение компактности размещения школ и детских садов связано не только с размерами их участков, но и с объемно-пространственными решениями зданий этих образовательных учреждений, а также способом их размещения на участке.
Существует три принципиальных решения по размещению зданий школ на земельных участках:
Если здание школы формирует периметр участка, частично или полностью выходит на красные линии, то спортивные и игровые площадки размещаются во внутреннем дворе. Такое решение позволяет четко разграничить территорию школы на зоны, доступные только для учащихся, и зоны, куда также разрешен доступ посетителей (например, площадь перед входом в школу).
При снижении потребности в образовательных учреждениях на выделенной территории жилой и многофункциональной застройки помещения школы, выходящие на красные линии, перепрофилируются для размещения стрит-ретейла, офисов и малых производств.
Второе решение — здание школы свободно расположено на участке и образовано несколькими блоками, объединенными общим ядром коммуникаций и общим многофункциональным пространством. Каждый из блоков со сменой функционального назначения в результате снижения числа детей школьного возраста может быть переведен в автономный режим работы за счет организации отдельного входа с улицы и ограничения доступа к общешкольному центральному ядру.
В третьем случае школа может быть организована по принципу университетского кампуса и представлять собой комплекс функциональных блоков, расположенных в обособленных зданиях. Такая конфигурация подходит для объектов образования большой вместимости или школ в районах с теплым климатом, где не требуется обогреваемых переходов между блоками.
Компактность зданий школ и эффективность использования их помещений достигается не только за счет архитектурно-планировочных решений, но и при помощи создания на муниципальном уровне целостной системы объектов образования, отдыха, культуры и досуга. Это, в частности, предполагает:
Рекомендуемое размещение детских садов в первых этажах жилых и общественных зданий не противоречит существующим санитарным нормам и правилам, а также позволяет обеспечить наилучшую пешеходную доступность детских садов и компактность застройки.